Немногое сохранилось в наследии древних инков в не разрушенном виде, но и того, что имеется, с избытком хватает, чтобы признать: испанцами уничтожена великая цивилизация, архитектурно-строительным шедевром, которой является сакральный город в горах Мачу-Пикчу. Архитектурная планировка и инженерно-строительные решения этого города сделали бы честь любому крупному архитектору Нового времени, не говоря уже о тех, кто занимался европейским градостроением в 14-15 веках: именно тогда был построен город. За более чем пять столетий его постройки потеряли лишь сделанные из дерева и соломы крыши. Все сложенные из массивного камня храмовые сооружения и жилища готовы принять своих прежних обитателей хоть сейчас.
Среди эзотериков бытует мнение, согласно которому инки с помощью высших цивилизаций покинули Землю. В назначенный же день и час они собираются вернуться. А кое-кто задумается над гигантскими навигационными знаками в перуанской пустыне Наска: не для своих ли потомков оставили их инки, покидая погружающуюся в хаос войн планету? Древние инки были солнцепоклонниками. Именно потому хорошо знали астрономию, владели основами навигации. Их календарь до сих пор поражает ученых своей точностью. Астрономические обсерватории инки строили практически в каждом крупном поселении. В числе основных сакральных символов инков был крест, которому они поклонялись во время богослужений. Символика инков малопонятна европейцам, но она до сих пор представлена в древних индейских культах, которые не исчезли на Южноамериканском континенте с воцарением католицизма. Змея, пума, кондор, лягушка, сова, черепаха, лама - вот символы, которые могут считаться характерными признаками древних инков, и для потомков инков они - не пустой звук.
Древние инки создавали свой материальный мир, в основном, из камня. Хотя, по правде, знали толк и в глинобитных постройках (они также сохранились). Мастерам-каменотесам инков и сегодня не найти равных. Непостижимо, каким инструментом обрабатывались плоскости камней размером до нескольких квадратных метров, после сопряжения которых зазор по всему контуру не позволял вставить между ними древесный лист. Остается загадкой и то, каким образом перемещались камни для сооружения фундаментов и стен, вес которых достигал 20 тонн. Современные специалисты недвусмысленно говорят об использовании древними инками инструментов лазерной резки камня и об их манипуляциях силами гравитации для перемещения тяжестей.
Внешними признаками "инкского" стиля в строительстве является отказ от симметричной укладки камней в стены и от строгой геометрии вертикалей стен. Камни притесывались друг к другу индивидуально, различных размеров, под разными углами, часто - фигурно. При этом стены могли иметь наклон в несколько процентов, в том числе - отрицательный. От разрушения такие стены спасала правильно рассчитанная толщина кладки, позволявшая делать вынос стены в ту или иную сторону. Фактура камня была разная. В храмовых комплексах - гладкая, в жилищах и бытовых постройках - натуральная необработанная. Древние инки знали технологию кладки камня с раствором и даже отделки стен штукатуркой на основе красной глины. Это делалось в жилых помещениях. В сооружении же главных храмов использовались только шлифованные, великолепно подогнанные друг к другу, камни.
В строительстве современного жилья сегодня, как никогда, модны разного рода стилизации. К примеру, кому-то хочется почувствовать себя в собственном доме верховным инком, окружив себя сооружениями в древнем стиле. Вовсе необязательно выписывать для этого из Южной Америки корабль с грузом добытого в Андах камня. Современная технология архитектурного бетона позволит устроить на территории дома уголок Мачу-Пикчу в полном соответствии с исторической стилистикой и с воссозданием известных артефактов.
Текст: Петр Николаев.
Источник: viimiracula.ru
|
|