Крито-микенская (эгейская) культура относится к III—II тыс. до н. э. и была распространена в материковой Греции, на островах Эгейского моря, на острове Крит и в Малой Азии (Анатолийское побережье). Троя также отмечена признаками крито-микенской культуры.
Около 2300 до н. э. Пелопоннес и северо-западная Анатолия подверглись нашествию, о чём свидетельствуют следы пожаров и разрушения на поселениях, что привело к значительному изменению материальной культуры. Лишь на острове Крит развивалась минойская культура. В начале II тыс. до н.э. бурно расцветает среднеминойская цивилизация, строятся дворцы в Кноссе, Фесте, Малии, Арханах, Закросе и Кидонии. Критские мореплаватели создают колонии Мелос и Киферы, ведется торговля с Кипром, Египтом и Сирией, появляется иероглифическое письмо. Минойцы переживают страшное землетрясение около 1700 г. до н.э., но быстро восстанавливают свою цивилизацию в прежнем блеске.
Женский портрет на минойских фресках.
«Семитки» на египетской росписи, начало II тыс. до н.э.
Материковая Греция около 1600 года до н. э. подверглась нашествию (вероятно, ахейскому), в котором зафиксировано использование боевых колесниц. В результате образовались новые городские центры – Микены, Тиринф, Орхомена. Вместе с ахейцами на Крите появилось линейное (преимущественно слоговое) письмо. На смешанность населения (возникшее также в результате нашествия) указывает затруднение с дешифровками группы критских надписей, которые считаются не принадлежащими к индоевропейской группе языков. Материковая крито-микенская цивилизация гибнет в результате дорийского нашествия примерно на рубеже 13-12.
Примерно в 1470-1450 гг. до н.э. (данные, полученные при исследовании следов пепла в ледниках обозначают на век-полтора более раннюю дату) минойская цивилизация разрушена извержением вулкана на Фере (о. Санторин) – катастрофой планетарного масштаба. Пользуясь моментом, ахейцы захватывают Крит. Около 1100 г. до н.э. Крит захватывают дорийцы, вводя новые культы и порядки – строгий закон и спартанскую дисциплину. Были введены трупосожжение и греческий пантеон богов. Прежнее минойское население в течение веков сохранялось лишь в горных районах Крита.
Минойская цивилизация, судя по типу лиц, изображенных на фресках, создана ближневосточным, возможно семитским, народом, имеющим в целом признаки средиземноморской расы. Минойцы были среднего роста, обладали изящным строением тела, смуглой кожей, темными волосами и глазами. Вероятно, эта цивилизация была двухобщинная, химерная. В высших слоях общества роль мужчины была сведена на нет. Изображение «сильного пола» у минойцев всегда инфантильно, мужские подвиги в изобразительном искусстве не фиксировались, любые признаки мужского эротизма исключались (что существенно отличает минойскую цивилизацию от других), доминирующая роль женщин в общественной жизни более чем очевидна. Кто же строил дворцы, плавал на кораблях, отражал врагов? На этот вопрос нет надежного ответа. Можно лишь предположить, что женская «верхушка» минойцев имела характер жреческого этнократического сословия, пресекавшего все формы возвышения мужчин. Субтильные мужчины были низшим слоем жреческого сословия и несли, вероятно, функции обслуживания и страдательных ролей в жертвенных ритуалах. Некоторые исследователи предполагают ритуальный каннибализм минойцев.
Микенская фреска. Около 1300 г. до н.э. Признаки монголоидности на женском лице.
Фрески крито-микенской культуры демонстрируют наличие разнородного населения и позволяют предположить наличие миграционных волн, в составе которых были монголоиды. На это указывает хорошо сохранившаяся микенская «Маска Агамемнона», сходная с типажами удаленных на тысячи километров архаических изваяний Алтая. Редкая борода или ее отсутствие, закрученные кончики усов, тонкий прямой нос, широкие скулы, припухшие узкие глаза – общие черты. Алтайские изваяния (всего их описано около 300), как предполагают, не столь древние – относятся к концу I тыс. нашей эры. Возможно, эти датировки не верны. Южноуральские скифские изображения характеризуются тем же набором признаков – яйцевидная голова (возможно, моделирующий шлем), широкие брови, удлиненный прямой нос, миндалевидные глаза, дуговидные усы. В целом комплекс скифских изваяний относится к VIII-VI вв. до н.э. Вполне возможен тюркский «ремейк» древних изображений ариев или переделка уже имеющихся изваяний на свой лад с обозначением собственного антропологического типа. Скифские изваяния, сохранившиеся хуже, выглядят более совершенными – на них четко выделена голова и обозначены плечи, отчетливо прорисованы руки, держащие сосуд и клинок. Древнейшее изваяние «Керносовский идол» служит прототипом скифским изображениям, отражая то же положение рук и прорисовку головы, а также антропологические черты - глубоко посаженные глаза, нос, тяжелый подбородок; усы с опущенными вниз концами, борода. Алтайские изображения, напротив, безбороды (или редкобороды), усы на концах подведены вверх, глаза навыкате.
«Маска Агамемнона» (XVI в до н.э., микенская эпоха) и алтайские каменные изваяния (предположительно VI -VIII вв., Тюркский каганат)
Скифские изваяния (VIII-VI вв. до н.э.) и «Керносовский идол» (вторая половина III тыс. до н.э.)
Возвращаясь к изображениям микенских некрополей, мы видим очевидно европеоидные типажи – с крупный и даже вздернутым носом, широкими скулами и широкими глазами. Некоторые греческие куросы как будто намеренно сделаны плосколицыми, хотя прочие – с резко выступающим и порой вздернутым носом. Все это позволяет предположить, что была либо волна монголоидов (или переходной уральской расы), промелькнувшая между волнами арийских переселенцев, либо одну из волн возглавило племя с некоторым налетом монголоидности – как это происходило, например, при переселении авар.
1) Микенская маска. XIII- XV в. до н.э. 2) Микенская погребальная гемма, 1-я половина XVI в. до н.э. 3) Рисунок на микенском кратере. Около 1200 г.
Древняя история доходит до нас фрагментарно. Именно через эти фрагменты мы пытаемся восстановить общую картину. Судьба Трои предоставила нам как археологические, так и эпические памятники, по которым мы пытаемся сложить общий исторический сюжет.
Троянцы – явные пришельцы в Малую Азию из степных районов. В «Илиаде» троянцев называют «hippodamoi» - «укротители лошадей». Легендарный троянский царь Дардан имел табун лошадей, рожденный от северного ветра Борея. Троя VI, в которой археологические данные впервые фиксируют наличие лошадей, основана в начале II тыс. до н. э. и просуществовала до сильного землетрясения в XII веке. Троя VII, восстановленная прежним населением, имеет признаки военного положения – вкопанные в полы домов амфоры для воды, стесненная застройка, указывающая на уплотнение населения. Пожар, погубивший Трою в этот период, связан с антитроянской экспедицией ахейцев. Вслед за пожаром Троя была захвачена фригийцами, на что указывает примитивизация использованной посуды, созданной без гончарного круга. Раскопанная Шлиманом Троя имела множество слоев, из которых Троя I-V относится к III – началу II тыс. до н. э., а найденный «клад Приама» к Приаму не имеет никакого отношения. Троя VI-VII – совершенно новое население. Два периода при идентичной культуре разделяет сильнейшее землетрясение, вслед за которым рухнувшие стены и постройки были восстановлены, но через несколько десятков лет (или даже через несколько лет) город выгорел и вновь бы восстановлен уже без прежней мощи и постепенно пришел в упадок.
Троянцы основали свое могущество на контроле за проливами, соединявшими Черное и Средиземное моря. Кстати, наверняка рядом с Троей был порт, подобный Пирею близ Афин. Не случайно оба города удалены от побережья. Они основаны не теми, кто привык жить у моря. Это сухопутные пришельцы, постепенно освоившиеся с морской стихией. Для контроля морских путей и доставки товаров, порт большому городу был необходим. Археологам давно стоило бы поискать следы троянского порта на дне морском.
Трудно установить, были ли троянцы союзниками хеттов или же, напротив, их противниками и даже причиной падения Хеттского царства. Одно ясно, троянцы не были близкими родственниками хеттов – при раскопках Трои обнаружена исключительно средиземноморская керамика и никаких следов контактов с хеттами. Неясная запись на глиняных хеттских табличках о некоем государстве Велуса и принце Александре (второе имя Париса, сына правителя Трои, было также Александр) – слишком слабое доказательство контактов с троянцами. Контакты троянцев с ахейцами бесспорны. Но бесспорна также и яростная вражда, которая вряд ли могла быть между близкородственными племенами. Ахейцам пришлось воевать с троянцами, вероятно, несколько десятилетий. Ярость схваток привела к разгрому Трои, в которой было уничтожено все мужское население крепости. Гомеровский эпос «Илиада» включил несколько эпизодов этой войны, в которой троянцы были континентальной державой, а ахейцы составляли морскую коалицию. Примерно так же распределились позднее роли в войне Спарты и Афин. Кстати, технику штурма крепости ахейцы могли позаимствовать у хеттов. На одном из хеттских изображений имеется изображение стенобитного устройства, покрытого башней в форме коня. Такую же конструкцию, скорее всего, ахейцы использовал для засады – бросив ее при ложном отступлении. Простодушные троянцы, соблазнившись трофеем, втащили его внутрь крепости. Отсюда и возникла легенда о «троянском коне», который в действительности был хеттско-ахейским.
Можно предположить существование двух путей арийской миграции – северного и южного. Соответственно первый – быстрый, по степенной зоне северного Прикаспия и Причерноморья, второй – медленный – по нагорьям южнее Каспия и Черного моря. Первый путь нес от арийской прародины континентальный тип, не успевший адаптироваться к морскому побережью, второй – продвигавшийся медленно и сталкивающийся с кавказоидным населением Азии. Микенская цивилизация, историю которой греки присвоили себе, были либо древнейшими автохтонами, либо пришельцами с юга – заимствование египетских черт в культуре надежно зафиксировано. При этом египетского влияния в Трое не прослеживается. Получается, что в районе причерноморских проливов сошлись в противостоянии три цивилизации – троянцы (северные арийцы, дорийцы), хетты (южные арийцы, сильно смешанные с кавказоидами) и ахейцы (микенская цивилизация, возможно смешанная с монголоидами и кавказоидами).
Реконструкции лиц микенцев. Явно выраженный уплощенный тип лица, в сравнении с ионическими и дорийскими греками - увеличенная верхняя губа, укороченный, более широкий и плоский нос. В образе данных типов дорийцы-завоеватели легко различали образ врага.
[Making faces: using forensic and archaeological evidence, by John Prag and Richard Neave, College Station: Texas A & M University Press, 1997.]
Троянцы гомеровских времен – достаточно однородны по стилю жизни (костные останки, увы, крайне малочисленны и не исследованы), но близки к «морской» микенской культуре, образованной иной племенной группой. Вместе с тем, исторический казус: троянцы опирались на поддержку континентальных союзников (вероятно, балканских), а ахейцы – на «народы моря». Некоторые исследователи, правда, считают самих троянцев одним из племен «народов моря». Возможно, так оно и было, а объяснить неуспех приморских народов южной ветви арийских миграций вполне можно переменчивостью судьбы мореходов. Персы и карфагеняне внезапно теряли свой флот в морской стихии и уступали неопытному «сухопутному» противнику (соответственно, грекам и римлянам). Заметим, что греки создавали свои морские силы только при поддержке персов и строили флот на анатолийском побережье, где население греческих полисов приобретало навыки кораблестроения у тех народов, кто уже долгое время жил у моря.
Гомер в своем эпосе перечисляет множество городов Греции, каждым из которых правил свой царь, но антитроянская экспедиция готовилась под началом «спартанского» царя Менелая, на какое-то время объединившего ахейские племена. (В действительности в «Илиаде» все признаки «спартанского» правителя оказываются у его брата Агамемнона, возглавившего экспедицию). В микенскую эпоху крупными городами были Пилос в Мессении, Фивы в Беотии, Тиринф в Арголиде. Большинство городов были хорошо укреплены. Куда же подевалась доблесть ахейцев, каждый город которых снарядил несколько кораблей (всего, согласно Гомеру более тысячи кораблей – явно завышенная цифра) и отряд для покорения Трои? Если от XV века до н. э. сохранились микенские гробницы с богатыми дарами и изящным оружием, то в XI веке до н.э. от прежней роскоши не осталось и следа. Из упомянутых в гомеровском «Каталоге кораблей» 160 греческих государств половина исчезла в дорийском нашествии, а Микены, Тиринф и Пилос из крупных городов превратились в деревни. Была утрачена даже письменность. Лишь потом она возродилась, но уже не на базе слогового письма, а на базе алфавита.
Троя не была крупным городом и не могла поместить многотысячный гарнизон, о котором писал Гомер. Общая площадь Трои VI внутри стен составляет около 16 тыс. кв. м. Более поздние раскопки обнаружили периметр стен бронзового века, обносивших площадь впятеро большую. Но за такими стенами не могло скрыться большое войско (около 50 тыс., согласно Гомеру). Численность флота ахейской коалиции в «Каталоге кораблей», вероятно, определялась в целом. Далеко не все из 1186 кораблей участвовали в походе. Вероятно, эта численность соответствует общему числу построенных за время войны судов. Из 12 кораблей Одиссея в походе на Трою упоминается только один. Финальный захват разрушенной землетрясением Трои, вероятно, состоялся силами экипажей полусотни кораблей. Именно такова вместимость «Камнистой Авлиды», где собиралась ахейская экспедиция. Очевидна нестыковка между «Каталогом кораблей» и составом участников похода на Трою. В этом походе не упоминаются многие вожди и большинство героев, составлявших ядро ахейской коалиции. То же происходит и с Троянским каталогом. Гомер писал «Илиаду» через три века после падения Трои и пользовался разнообразными (и порой противоречивыми) устными преданиями. В нем совмещаются реальности микенского и дорийского периодов.
Масштабного штурма Трои, очевидно, не было. Археологи не нашли в Трое ни одного слоя, в котором бы имелось значительное число костных останков людей или вооружений (найденные наконечники стрел немногочисленны). Мощные стены ее цитадели были сильно повреждены от землетрясения до последнего прихода ахейцев, а внешний периметр стен даже не стали восстанавливать – от затянувшейся войны население спасалось в «верхнем городе» за сохранившимися укреплениями. Разрушение Трои от землетрясения отражено в мифе о Геракле, который не получил вознаграждения за избавление города от морского чудища и разрушил его, посадив на царство Приама, который сделал город еще могущественней и богаче, чем это было при его скупом предшественнике Лаомедонте. В «Илиаду» вошли лишь воспоминания о прежних могучих укреплениях.
Жизнь в Трое I-V, действительно, была крайне скупой – ни письменности, ни фресок, ни скульптуры, ни некрополей. Лишь кости животных и черепки мрачной керамики устилают глиняные полы. Только в Трое VI новая цивилизация предпочитала не засыпать мусор под ногами новыми слоями глины, а выметать его. Но и более поздние слои не дают примера роскоши, расцвета культуры и мастерства ремесленников. Троя, открывшаяся археологам разительно отличается от Трои Гомера. Объяснений этому пока нет. Либо Гомер приукрасил историю, либо гомеровская Троя еще не найдена, либо наследники троянского величия экспортировали его в свои новые дворцы на Пелопоннесе. Если даже Трою нужно еще поискать, она могла быть разрушена тем же землетрясением, что и поселение, найденное Шлиманом. В тот же период это поселение могло быть разорено войной. Гомер и предшествовавшее ему устное предание вряд ли смоги прославить Трою, если бы она была столь бледным культурным отпечатком древней истории.
Греков-ахейцев и «народы моря», объединила, вероятно, надежда легкой поживы, и они предприняли совместную экспедицию в полуразрушенный город. Сильный флот смог блокировать морские силы Трои и не допустить их к осажденной столице, а троянские союзники в Малой Азии и на Балканах были измотаны затянувшейся войной (по Гомеру она длилась десять лет) или же сами присоединились к грабительской экспедиции.
Падение Трои не означало исчезновения троянцев. Многие из них (не только из Трои) отправились на поиски новых земель. Троянцы или родственные им племена, вероятно, жили на территории современных Болгарии и Югославии. Им пришлось перемещаться подальше от мстительных греков – на Апеннины и на север, в область прародины славян. Не случайно язык этрусков (а позднее и латинян) по своей структуре наиболее близок славянским языкам, не имея ничего общего со структурой других языков Европы.
Архаическая улыбка: 1) Этрусское надгробное изображение 2) Греческий курос 3) Греческая скульптура 4)Изображение на этрусской урне с прахом
Множество конфликтов античной истории заложено в тайне ее начала – в дорийском завоевании. Что были дорийские племена, почему они столь легко заняли пространство, освоенное ахейцами – победителями могучей Трои? Как возможен был такой масштабный кризис сразу после триумфального захвата Трои? Разгадка отчасти имеется в исторической аналогии. Кризис микенской Греции позднее был повторен в истории Спарты, победившей вместе с союзниками могущественные Афины. Спарта пала в пике своего величия. Ее внезапной слабостью воспользовались чуткие враги – вчерашние неудачники, побежденные Спартой. Мы вправе предположить, что троянцы были такими же реваншистами, как и греки антиспартанской коалиции. Морская коалиция ахейцев в момент слабости подверглась нашествию новой троянской коалиции, составленной дорийскими племенами, укрепленными новой волной родственных мигрантов из Северного Причерноморья.
Зададимся вопросом, что искали дорийцы на Пелопоннесе – в земле неуютной, испепеленной жарой? Почему им, кочевникам-скотоводам, понадобилось пройти без остановки волне пригодные для жизни северные территории? Уже сама постановка этого вопроса высвечивает неочевидную, но весьма вероятную причинную связь между Троянской войной и дорийским нашествием. Она прослеживается как во времени, так и в пространстве. Близость по времени двух событий и общее для ахейцев и дорийцев пространство Пелопоннеса побуждают выдвинуть гипотезу о причинной связи: экспансия дорийцев была ответом на взятие и разрушение Трои. Богатства разграбленной Трои, вероятно, стали поводом для раздоров и войн среди победителей, а затем слабость ахейцев спровоцировала нашествие племен, знавших о сокровищах Трои и, возможно, ведомых потомками спасшейся троянской знати. Не случайно столица спартанцев возникла в землях, некогда управляемых вождем антитроянской коалиции Менелаем. Завоеватели разрушили города ахейцев с той же жестокостью, с которой была разрушена Троя.
Завоевание Пелопоннеса было не столь стремительным, как кажется через три десятка веков. Завершение завоевания долины Эврота стало возможным только после взятия древней крепости Амиклы в первой половине VIII века до н. э. Теперь новая знать, поддержанная местным населением, уставшим от войн и разорения прежних покорителей Трои, смогла установить здесь свои порядки – начался процесс этнообразования. Но базой спартиатов так и остался север Лаконии, где их городами были прежние военные лагеря. Юг страны населяли ахейцы-периеки, обложенные данью.
Аналогичным образом события развивались в Фессалии, Арголиде, на Крите, в других странах Греции. Греция была лишь страной, но не государством. Государствами становились общности, занявшие ландшафтные ниши, пригодные для хозяйственной жизни и отделенные от соседей естественными преградами. Десятилетия и столетия обособленного существования превращали родственные племена в разные народы. Ландшафт диктовал дорийцам ту же историю, которую до них здесь же прошли ахейцы.
Сближает спартиатов с троянцами множество признаков. Спарта унаследовала от Трои гражданина-патриота, воина-солдата. Спартанцы имели внешний вид, продиктованный традицией – длинные волосы и длинная борода без усов. Такой облик имели народы Малой Азии, в частности, ассирийцы. Если быть точнее, то длинная борода и длинные волосы на множестве изображений у греков и племен Малой Азии присущи либо вождям, либо богам и божественным существам. Молодой воин безбород и признак его аристократизма – длинные волосы. Крестьянин, достигший определенного возраста, также длиннобород, но волосы его укорочены – вероятно, чтобы не мешали работе.
Усредненные скульптурные портреты 16 древних греков и 16 современных греков (греческих футболистов). Общий тип: прямоугольное лицо, узкая подносовая область, прямоугольные глазницы, высокий компактный нос, развитые скулы. Тонкие различия показывают, что подносовая область у древних греков была уже, нос длиннее и без утолщения на конце. Более явные различия могли бы дать сравнения обобщенных профилей.
[Composite Greeks: the Ancient and the Modern by Dienekes Pontikos]
Как и ассирийских царей, спартанцы хоронили своих царей в медовых ваннах, препятствующих тлению. Спартанцы, как и троянцы не имели большого желания совершать морские путешествия и завоевания. Троянцы не создали флота, способного отразить нашествие ахейцев, а спартанцы основали лишь одну заморскую колонию – Тарент. Флотоводцами спартанцы все же стали, но кораблестроителями, гребцами и шкиперами были исключительно их союзники.
Характерен облик спартанцев, отличающий их от классических греков, запечатленных в скульптурных формах. Маски и бронзовые фигурки спартанцев отражают своеобразное строение лица – выпуклую переносицу с выступанием носовых костей и горбинкой, уподобляющей нос хищному клюву. (Впрочем, изображений спартанцев сохранилось ничтожно мало). Классические греки имели более изящный и прямой нос и менее выраженное выступание надбровий. Некоторым это обстоятельство может показаться доводом в пользу семитского происхождения спартанцев. Подобные же абсурдные умозаключения должны были бы выводить некоторые племена американских индейцев также от семитов. Фантастические домыслы о семитском происхождении спартанцев имеют лишь одно «доказательство»: о связи учения стоиков с семитской культурой. Признание учения стоиков в Спарте времен упадка выдается за факт, якобы, бесспорно свидетельствующий о семитском происхождении спартанцев, которых иные греческие источники выводили от финикян. Фантазии некоторых интерпретаторов добираются до неясного указания в Библии на местность Сепар или Сепард, куда оправлялись изгнанники из Иерусалима. Персидские источники говорят о том, что эта местность располагалась в Малой Азии. Спартанцы к семитам не имеют ровным счетом никакого отношения, кардинально отличаясь от них в религии и культуре. Совершенно несостоятельна также и гипотеза о связи учения стоиков с семитской религией.
Культ Аполлона, принесенный дорийцами на Пелопоннес, надежно фиксируется как троянский, но никак не семитский. Стены Трои считались возведенными Аполлоном (по другой версии – Посейдоном, который потом натравил на Трою морское чудище). Далее вглубь Азии этот культ прослеживается в ассиро-вавилонской цивилизации, а еще ранее – у хеттов (индоевропейцев), где один из богов именуется Апулунас. На древность культа указывает его символ – привратный кумир в виде суженного кверху столба. Лишь со временем дорийские греки начали снабжать столб антропоморфными (иногда – звероморфными) деталями – ступнями, кистями рук, изображением головы или лица.
Греческая и римская культура отличны от восточных культур быстрым расцветом, который невозможно приписать местным качествам населения. Технологии привносились в Грецию и Этрурию пришлым населением. При этом достаточно ясно прослеживается племенное единство. Греческие типы сходны как родные братья. Это сходство обычно приписывается «классическому» периоду греческого искусства, который, якобы, стандартизировал все образы под единый идеальный тип. Даже если это так, то само наличие идеального типа говорит как о склонности этот тип воспроизводить, так и о желании походить на него в жизни. Что вполне определяет расовое самосознание. То же самое можно сказать и про этрусков, которые отличаются от греков, но сами также образуют племя, состоящее из одного расового типа. Этого нет у римлян, которые с самого начала были сборищем разнообразных типов. Данное обстоятельство достаточно хорошо прослеживается по римской скульптуре и по галерее образов римских императоров. Некоторые императоры унаследовали аристократические черты этрусков. Другие – племенные признаки иных народов, соседствовавших с этрусками.
Происхождение этрусков остается спорным вопросом. Попытки доказать лингвистическую связь между этрусками и древними венграми выглядит достаточно странно, поскольку венгры появились в Европе на рубеже IX-X вв., когда этрусков уже и след простыл. Связь этрусского языка с урало-алтайской языковой группой не прослеживается с достаточной убедительностью, поскольку влияние этрусков на протовенгерское население вполне возможно, но не наоборот. Общие черты языка с урало-алтайской группой объясняются, скорее всего, воздействием на эту группу языков арийских переселенцев, которые в дальнейшем и стали основным населением Европы.
Сравнение надгробных изображений Микен, Греции и Этрурии говорит об их близком родстве – едином понимании того, что нужно изображать. Здесь мы видим удлиненные лица с выступающим носом с чуть вздернутым кончиком, глазами несколько навыкате, узким подбородком. И, наконец, архаическая сардоническая улыбка – мимика радости и муки одновременно. Причем эти изображения совершенно не похожи на прочие скульптурные образцы Греции и Этрурии. Еще одно сходство – воинские доспехи этрусков и спартанцев, а также изображение некоторых сакральных фигур, снабженных длинной бородой и длинными волосами. Это как бы те же куросы, но уже старшего возраста.
Быт этрусков в некоторых чертах перекликается со спартанским, что может свидетельствовать об общем миграционном прошлом. Аналогичны независимая роль женщины в этрусском обществе и скабрезные выдумки афинян о распущенности этрусков и спартанцев. Аналогичны воинское снаряжение и воинская слава, сохранившаяся за этрусками даже в период упадка и утраты независимости. Аналогична верность договору. Перемирие с Римом не было нарушено этрусскими городами, даже когда мимо них проходила несокрушимая армия Ганнибала.
Этруски Спартанцы
Изображение Зевса на древнегреческой вазе. Изображение морского божества на этрусской вазе.
Этруск. Надгробное изображение.
Этруски во многом повторяют греческие образцы культуры, но привязаны к архаике и уступают грекам в развитии. Именно этим, а вовсе не заимствованием у греков объясняются сходства и различия в культурных образцах, вооружении, архитектуре. Тому причиной – ориентир на духовные ценности. В Этрурии и за ее пределами высок был авторитет этрусских предсказателей – подобно кельтским друидам. Этрусские предсказатели и жрецы были известны в Риме, когда этруски как этническая общность уже не существовали (4 в.).
Этруски привели на Апеннины прирученную лошадь и использовали колесницы. Этруски и - первые строители арок и акведуков в Европе, первопроходцы в городском планировании, изготовлении железных и бронзовых изделий, авторы первого календаря, на основе которого были созданы более поздние календарные системы. Они ввели греческий алфавит, записывая им свой собственный язык. Небольшие этрусские тексты были также найдены на острове Лемнос. Один из текстов был найден в Египте на пеленах мумии. Вероятно, этрусские тексты в Египте не считались достаточно ценными. Самая ранняя этрусская запись датируется примерно 700 до н. э. Но возраст этрусской письменности, конечно же, гораздо старше.
Структура грамматики этрусского языка была передана римлянам. Латынь создала общедоступный словарь, приемлемый для многих племен, но использовала его по правилам, заложенным этрусками. Наиболее близкими к латинскому языку являются славянские языки, которые отличаются от прочих европейских языков, как и латынь, отсутствием артиклей. Имеется также множество других общих признаков, хорошо известных лингвистам. Латынь содержит множество слов, которые понятны славянам без перевода – это ключевые слова, формирующие самосознание на самых ранних стадиях развития народа - dom - дом, mater - мать, est - есть, vera – вера и т.д. Все это – достояние, почерпнутое у этрусков. Мы без труда узнаем русский язык. Кажется совершенно невероятным, но некоторые надписи этрусков читаются прямо по-русски без всякого перевода. Не здесь ли древний след арийских переселенцев, называвших себя русами? По-этрусски «рустика» значит правильное ведение хозяйства. Одна из областей Этрурии называлась Росиа.
При всех сложностях расшифровки этрусских надписей представляется странным распространенное утверждение исследователей, что этрусский язык не принадлежит к индоевропейской семье языков. Латынь может рассматриваться как примитивизация этрусского языка. Владение этим языком в течение длительного периода было в Риме признаком образованности и принадлежности к знати. Известна запись Ливия о том, что в 4 в. до н. э. римляне изучали этрусскую литературу подобно тому, как позднее изучали греческую.
Как бы ни казалась немыслимой гипотеза арийского и даже славянского происхождения этрусков, ее невозможно игнорировать. Само имя «этруски» навязчиво напоминает «от русских» как ответа на вопросы: «откуда вы, кто вы?» Один из крупных городов Этрурии имел название Руселлы (Рузеллы), другой – Перузия (будущая Перуджа) – своим названием напоминает нечто, подобное Пруссии (по-Руссии). Интересны также архаичные признаки утраченного позднее явно североевропейского культа волка – не только «капитолийская волчица» (известная бронзовая скульптура волчицы, согласно легенде выкормившей основателей Рима), но и постоянное присутствие корня волк/вулк в этрусских названиях городов (Вольсинии, Вольтерра, Вульчи) и имен – на серии этрусских скульптур отмечено имя либо хозяина, либо создателя – «Вулка». Главный храм Этрурии был посвящен богу Вольтумну. От этрусков римляне получили правило наряду с личным именем указывать также имя отца, иногда – даже деда. Культ матери отразился в упоминании в надгробных надписях также и имени матери усопшего.
Вопреки расхожему мнению никакого племени латинов, будто бы создавших изначальный Рим, не существовало. В античных источниках его нет, как нет и в знаменитом римском памятника «Законы XII таблиц». Только через сотни лет после основания Рима «латины» начинают фигурировать в исторических источниках как неполные граждане. Латинянин мог быть рабом у римлянина. Только язык в Риме был латинским (упрощенным языком разноплеменного плебса), все остальное – только римским, аристократическим. Рим был исходно этрусским городом. Латиум – всего лишь небольшая и разноплеменная область (помптинии, уфентинии, герники, но никаких латинов) с несколькими этрусскими городами (Тускулум, Прэнесте, Рутула). Этруски оставались городским населением, латины – собирательным именем для сельского плебса, получившего некоторые права в Римской республике.
В Италии этруски, благодаря своему воинскому искусству, культуре и технологиям сформировали ведущее сословие, но вынуждены были ассимилироваться. Этрусский «след» - самый существенный в римской культуре и антропологии. Узкий этрусский подбородок – признак римской знати, постепенно вымывался смешением с южными народами и пришельцами со всех концов империи. Этрусская бронзовая статуя – одно из наиболее распространенных предметов искусства в Риме, доставленное туда после разграбления этрусских городов. Римские качества – дисциплина, агрессивность, экспансия, организация гражданской жизни возникли не благодаря местным обычаям, а были привнесены этрусками как сплоченным аристократическим слоем, образовавшим в конце концов римскую знать.
Прокомментировать / Всего 38 замечаний
Гунн 26.03.2011 12:14:02.
Боже мой! Читаю комментарии и удивляюсь... Мало того, что попадаются совершенно безграмотные с точки зрения орфографии тексты, но и без должной аргументации - вот что плохо. Да когда ж вы все, с комплексами и без, полуисторики и четвертьлингвисты, поймете - был тот или иной славянином или тюрком, германцем или кельтом - не важно. Они жили и творили историю без всякого образования, не задумываясь, кто к какой лингвистической группе относится. А насчет будущего - будем объективны: две самые большие группы бывшего Союза - славяне и тюрки. И только если они будут дружны, ни Запад, ни Китай, ни Левант нас не съест
Андрей Савельев: В том-то и беда, что а) историю мало кто хочет знать, зато почти все хотят трактовать, б) славяне и тюрки не дружны, и все больше ищут повода для драки. А могли бы вместе многое.
Анте 16.12.2010 23:33:34.
Александр! То, что хорваты во время 2-й мировой войны,т.е. в 1939- 1945 гг. убили 700 сербов, а если сюда приплюсовать еще короля, убитого до войны, то и все 701 получится, это конечно, очень плохо. Но то, что в 1995 году, за 6 дней, с 11 по 16 июля, сербы убили 8 тыс. бошняков (т.е. тех же сербов, только мусульманского вероисповедания) в Сребренице, это ведь тоже не очень хорошо, не так ли?
За Дом спремни!
Андрей Савельев: Гражданская война с этническим компонентом - дело жестокое и грязное. По откровениям Карлы дель Понте теперь мы знаем теперь, что война против сербов носила характер геноцида, а многие из "фактов", которые преподносились европейской общественности как совершенно достоверные, были фальшивками. В том числе, широко применялось отнесение захоронений сербов к хорватам или албанцам и т.д. Нет никакой возможности верить в цифры, почерпнутые из западной прессы. Ее целью было - оправдать геноцид сербок и скрыть преступления соучастников расчленения Югославии и организации гражданской войны.
Владимир Балашов 26.11.2010 00:30:50.
Статья интересная. Про Трою можно сказать, что вполне могло так и быть. Про дорийское нашествие, тоже вероятно могло. Про родственность спартанцев и этрусков все-таки мало вероятно. Действительно, древние авторы отличали спартанцев от ионийцев (афинян), эолийцев (фивян), и ахейцев (жителей Ахайи на севере Пелопонеса). Отличали в основном из-за архаичного образа жизни. Однако, они не сомневались, что спартанцы, а также жители арголиды, аркадии (дорийцы) эллины. А определение свой - чужой в те времена соблюдалось строго. Я думаю, микенская цивилизация возможно была и в Италии и этрусски ее часть. Возможно, это народ, прибывший в Италию после гибели одного из центров этой цивилизации. Рим действительно был одним из городов этрусского двенадцатиградья. Может даже не весь город, а укрепление на холме Сатурна, позже Капитолийском. На Палатине, если верить римским историкам, была эллинская колония, позже вероятно этруски (уж кем там был Ромул не знаю : )) обнесли эти поселения стеной. Однако, нигде не написано, что остальные жители города тоже были этрусками, а ведь в подобных случаях они такое упоминали. Нет, латины были, как были оски, сабины, вольски, умбры и проч. Были ли латины италийцами? Я думаю, что нет. Если же искать общность римского и русского народа, то следует обратить внимание на венедов. Этот народ жил в долине По, в современной области Венеция. Вероятно, когда-то вместе с латинами пришел в Италию, имел родственную культуру и язык. Впоследствии без всяких завоеваний стал союзником римского народа. В раннем средневековье и позже в западной Европе Русь называли также и венедами. Наши финские и прибалтийские друзья : )) говорят называют русских так и сейчас. Насчет того, что латынь и древнеславянский близнецы и братья, то да удивительное, непонятное сходство. Но меня больше поражает сходство русского и римского народа на ментальном уровне. Будто Рим умер не тогда когда его разоряли варвары. Нет, они терзали лишь тело Рима, раньше из него ушла душа, которая позволяла поколениям римлян стойко переносить испытания и строить великое государство. Кому то после этой катастрофы досталась обустроенная территория, кому-то понятия о законе, а к нам родственному народу, ушла их душа. Мы также как и они почитаем Бога, также стойки в бедах и готовы на жертвы во имя победы. Римляне терпели поражения от войск Ганнибала и набирали в легионы детей и стариков, но выстояли и победили. Также поступали и мы в нашей последней Великой войне. Вероятно, у нас нет такого у уважения к законам, но нам оно в общем-то и не нужно. То чего римляне добивались жестким соблюдением законов в русском человеке заложено от природы. Никакой закон не заставит человека лечь грудью на дот. Для этого нужна внутренняя дисциплина, уверенность в свей правоте, и способность жертвовать во имя нации. Мы не торговцы и не способны наживаться на других, и даже из придуманного нами не можем извлечь выгоду, но римляне тоже не были во всем первыми и особо по этому поводу не страдали. Вергилий говорил – многие могут лучше сделать изваяния из бронзы, другие лучше вычислят путь звезд и напишут поэмы. Ну и пусть. Римлянин править призванье твое. Силой смирять надменных и проявлять милость к покорным. Так что у нас все впереди. Карфаген (в его новом варианте) все таки должен быть разрушен : ))
Андрей Савельев: Очень интересный комментарий. Спасибо!
колхозник 03.11.2010 12:54:55.
Какова позиция "Великой России" по земельному вопросу? какова должна быть форма собственности на неё?
Андрей Савельев: Не по теме вопрос. См сайт партии - http://vr-party.org/
Петр 24.10.2010 21:57:51.
Теринф-известное не-греческое слово,Ахейцы не могли создать слогового письма,возикшего за столетия до того."семитки" также как и "минойки" похожи друг на друга и на "монголок".
Андрей Савельев: Про Теринф ничего сказать не могу. Ахейцами не стоит считать только тех, кто жил в Элладе. Контекст книги предлагает иной подход. Семитки носатые и широкоглазвые, "монголки" - узкоглазые с маленькими носами. Различия очевидны.
Николай Хорь 24.10.2010 11:24:44.
Андрей Николаевич, в списке глав книги нет главы "русская цивилизация".
Вы не прорабатывали это понятие или оно присутствует в книге?
Андрей Савельев: Эта тема не для данной книги. Она имеет историософский и культурологический характер. Вопроса о цивилизации касался здесь - http://savelev.ru/book/?ch=97 Отдельно этот вопрос не рассматривал в силу того, что в он в достаточной мере разобран в классических трудах от Данилевского до Александра Панарина.
Александр 15.10.2010 16:56:07.
Как много затраченных впустую сил - на доказательство банальщины,что русские и славяне вообще - представители европейской расы.
Но разве этим возможно объяснить русскость восточных славян, т.е. почему славяне Вост.Европы из одного народа - славян, стали другим - русскими? Ответ заведомо вне расологии, а в области духа, культуры, а главное, религии, их определяющей.
Духовно-культурным наполнением нового для славян 9 в. этнонима "русские", полученного от варягов-руси, т.е. русскости как таковой, стало православное христианство, которое создало из славянского вообще русский духовно-культурный тип, резко отличающийся от неправославных народов Европы, в том числе славянских.
Взять, например, поляков - ближайших генетических. антропологиченских (и по прочим телесным критериям) родственников русских славян. Что мы видим? Многовековую вражду и ненависть к русским, дикую русофобию, главными зачинщиками которой в Европе выступали в течении веков именно поляки. В чём дело, причины?
Расой-черепом-телесами этого не объяснить, т.к. причина в разной цивилизационной принадлежности - поляки 1000 лет верно служат Ватикану и являются его верным орудием в окатоличивании Руси, отсюда и ненависть к русским "варварам", "схизматикам" и т.п. (особенно поляки ненавидят русских великороссов, что последние вырвали из их лап Малороссию и Белоруссию).
Та же картина наблюдается в отношениях между расово-генетически-телесно идентичными православными сербами и католиками-хорватами. Последние во 2 мировую войну именно по религиозным мотивам убили 700 сербов. Недавно, в 1990-х, с подачи католиков-хорватов авиация НАТО бомбила сербские города.
Вот где собака с трагической истории славянства зарыта, а не в пресловутых черепах и генах!
И 1000-летнее единство Руси определено именно православной верой. Вера надорвалась, и в 1917 г. к власти пришли враги православия-большевики, распилили русский народ на "три братских народа - русских, украинцев и белорусов", и это разделение Руси ныне закреплено уже государственными границами, охраняемыми современными антирусскими и антиправославными "демократами" и "либералами", натравливающими русским Великой, малой и Белой Руси друг на друга, как на врагов. Готовится самоубийство русского народа. Неужели автор не замечает этих - духовных и цивилизационных - взаимосвязей и настолько погряз в любовании славянскими "телесами" (гены-черепа)? Жаль.
Андрей Савельев: Милейший! Прежде чем высказываться о книге, ее надобно прочитать. Пересказывать тут учебники истории не надо. Подите к школьникам. К серьезным разговорам Вы явно не готовы.
Леонид 13.10.2010 20:43:01.
Заинтересовался прерванным диалогом на ТВ. Как он должен был продолжиться , если бы либерасты не зашикали?
Андрей Савельев: Да всего-то надо было объяснить научными данными простую русскую пословицу: где родился - там и пригодился. О вреде миграций, неустойчивости и неплодовитости смешанных браков и слабости потомства от них.
журналист 06.10.2010 01:00:24.
Здравствуйте.В настоящее время в Киргизии среди определённого количества политиков звучат предложения войти в состав РФ в качестве 9ого федерального округа, в том случае если парламентская демократия там не приживётся.Ваше мнение? это стоящая затея - принять их в состав России, или это лишнее? спасибо.
Андрей Савельев: России прямое вхождение Киргизии невыгодно. Это все равно что сначала отпустить младшего братца с большим куском общего достояния, а потом, когда он воротился нищим, принять его снова в семью. А вдруг ему взбредет в голову снова уйти?
Рациональнее и прагматичныее с обеиз сторон - плотные союзные отношения. Но каждому - свой дом.
У России приоритет воссоединения - Белоруссия и Украина. До воссоединения с ними никаких разговоров о серьезном сближении с остальными бывшими союзными республиками речи быть не может.
Сергей 29.08.2010 16:31:04.
По чешски МЛУВИТЬ, по русски МОЛВИТЬ, по украински МОВИТЬ.
Чехи, Русские и Украинцы - СЛОВЯНЕ!
Причем русский и украинские языки диалектны чешскому языку.
Андрей Савельев: А sputnik - одинаково звучит во всех языках. И что с того? Все человечество - славяне? С Вашими аргументами недалеко утверждение о том, что Христос, Магомет и Будда были чехами. << < 1 2 3 4 > >>