Мой сайт

Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июль » 29 » Найти статую без руки левой с крыльями сзади на букву м. Апофеоз Антонина Пия и Фаустины.
00:51

Найти статую без руки левой с крыльями сзади на букву м. Апофеоз Антонина Пия и Фаустины.





223. Постамент колонны Антонина Пия (табл. 216—218).

Высота 2,47 м, ширина 3,38 м. Италийский мрамор.

Божественному Антонину Пию его сыновья и наследники Марк Аврелий Антонин и Луций Вер воздвигли колонну, на вершине которой стояла статуя обожествленного.

До 1703 г. об этой колонне было известно только по нескольким отчеканенным памятным монетам Divo Pio, поэтому предполагалось, что эта колонна идентична колонне Марка, 1 и остался лежать; его большая часть была позднее использована для реставрации гномона-обелиска Августа2; еще раньше из-за надписи отпилили нижнюю часть и сохранили в Ватикане ее фрагмент, который не был поврежден пожаром (ниже № 224). Таким образом, колонна прекратила свое существование.

Больший интерес вскоре вызвал постамент. Бенедикт XIV велел его отреставрировать3 и установить перед Курией Иннокентия, нынешним зданием парламента. При Пии VI он был перевезен в Большой Ватиканский сад, а на Пьяцца ди Монте-Читорио4 вместо него был установлен уже упомянутый гномон-обелиск. Установленный при Григории XVI в центре Джардино делла Пинья (Giardino della Pigna)5, 6.

Мы, конечно, не знаем, на каких фундаментах стояли обе большие триумфальные колонны; при извлечении кусков колонны Антонина из земли (причем надежда найти замурованные монеты и документы не оправдалась) фундамент колонны был зарисован. На самой нижней внутренней части фундамента 7. На этом собственно фундамент заканчивался; т. к. выше располагалась нижняя часть постамента из парийского мрамора8, толщиной 3 пальмы = 0,66 м, над ней сам постамент — единственная часть колонны (кроме ее отпиленного конца) — сохранившаяся от всего монумента до наших дней.

Постамент выполнен из белого италийского мрамора, поверхность которого местами пронизана темными прожилками и отливает голубым. Степень сохранности показана на иллюстрации Виньоли, которой почти полностью соответствуют видимые сегодня вставки. Так же, как часть повреждений, заметных уже при Виньоли, была, вероятно, нанесена во время работ по раскопкам и поднятию огромного груза, так и при последующих и более значительных перемещениях монумента не удалось избежать дальнейших повреждений, например, таких, из-за которых пришлось сделать вставку, вдающуюся в нижнюю строку надписи. На рисунке Виньоли верхний апофиз изображен со значительными повреждениями почти только в середине задней стороны (с надписью), а также в левом углу левой (для стоящего лицом к главной стороне) боковой стороны; нижний апофиз, напротив, поврежден на всех четырех сторонах, на левой боковой стороне больше, чем на правой; еще 9.

Оба изображения настолько совпадают, что для обоих можно дать не только одно и то же описание, но и указание вставок в тех местах, где это необходимо. Так как в целом все освобожденные от земли выступающие над фоном детали достались разрушенными, то и результат при одинаковом исполнении изображений получился на обеих сторонах почти одинаковым.

Пешие воины. Схему расстановки можно обозначить цифрами 5432112345, где №№ 1, 1 являются сигниферами, 2, 2—4, 4 простыми солдатами, а именно, — преторианцами, судя по значкам, 5, 5 — командиры.

Значки сохранились на правой или восточной стороне, дополнены на левой, т. е. западной стороне: над двумя кистями первый clipeus (круглый щит) с портретом императора, над третьей кистью второй clipeus, над ним последняя деталь — овал с маленьким рельефным щитом. На обоих портретах император изображен с перевязью (balteus) на груди и плащом на левом плече, с обнаженной головой. Оба лица — скорее безбородые, чем бородатые, в особенности нижнее, без выраженного сходства. Сигниферы, как и все остальные, обуты в калиги, штаны отсутствуют, 10,

DIVO ANTONINO AVG PIO
ANTONINVS AVGVSTVS ET
VERVS AVGVSTVS FILII были в 1703 г. найдены пустые бороздки, т. е. без похищенных бронзовых букв; вероятно, края бороздок при выламывании металла были повреждены, отчего потребовались видимые сейчас вставки. Однако это могло произойти и при втором разграблении. Ибо, согласно де Фабрису (S. VII, 13), при реставрации в 1846 г. были использованы три бронзовые буквы, изготовленные при Бенедикте XIV11. Все свидетельства единогласно говорят об отсутствии бронзовых букв при первом открытии; следовательно, надпись была изготовлена в бронзе при Бенедикте XIV12; после чего, возможно, буквы постепенно были разворованы, пока их не осталось всего три, спрятанные, вероятно, в надежном месте. Работа выполнена тщательно.

ПРИМЕЧАНИЯ:
(Постраничная нумерация примечаний в книге здесь заменена на сквозную)

2) Fea Misc. I CXXIII примеч. в 1790 г. упоминает реставрационные работы как проводящиеся в данное время.

3) Cancellieri S. 17 f. сообщает, что Климент XI хотел, а Бенедикт XIV сделал.

4) Beschr. Roms II 2 S. 388, zu Ficoroni, Fea Miscell. I p. CXXIII; Nibby, Roma nel 1838 = Moderna II 584.

5) У Пиранези (Piranesi, Camp Mart. I XXXII f.) постамент изображен с выемками для вставок; еще не помещенные на место вставки изображены отдельно на второй иллюстрации. Наши фотографии на табл. 116 и след. показывают постамент еще на его прежнем месте, а на табл. 119 его нынешнее место еще пустует.
с. 8856) У Petersen’а, v. Domaszewski, Calderini Marcus-Sule S. 6 — сообщается, что главный вид на колонну Марка Аврелия был с востока, где также находилась и дверь. с. 886 У колонны Антонина дверь отсутствует, но ее главной стороной была, естественно, та, где на постаменте изображен апофеоз. По иллюстрации Виньоли она была расположена с восточной стороны; но по словам de la Chausse, lett. I 11, надпись была со стороны мавзолея Августа, т. е. с северной стороны, следовательно, апофеоз был с южной, точнее, с юго-юго-восточной стороны. Решающими являются сообщаемые Хюльзеном слова Бьянкини, согласно которым надпись обращена к мавзолею Августа, а апофеоз «ad australem et orientalem plagam posita» (расположен с юго-восточной стороны), и добавляется: «Huic vero lateri ad austrum praeponitur quadrata praecinctio triplex, quae ad bustum principum pertinere intelligitur».

11) Аналогично (как снятые при транспортировке вставки для восполнения верхнего и нижнего апофизов постамента, см. S. 885) также использовали сохранившиеся от упомянутого времени (конечно, реставрации во времена Бенедикта XIV, упомянутой ранее) три металлические буквы, которыми укомплектовали количество букв, необходимое в надписи.


© 2007 Перевод с нем. С. И. Сосновского, при участии Г. Ранге.



Источник: ancientrome.ru
Просмотров: 512 | Добавил: xubjece | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031